№4 (31)
"Поэзия идет против действующего в мире порядка" - Интервью с Крикором БЕЛЕДЯНОМ
Предлагаем вниманию читателей интервью с известным армянским поэтом, прозаиком и литературным критиком Крикором Белендяном (Париж).
"Род Бальян и его роль в строительной сфере в эпоху Танзимата" - Алисон УОРТОН
В этой статье представлены главные положения моей диссертации на соискание степени доктора философии (PhD), работа над которой приближается к завершению в Школе Восточных и Африканских исследований в Лондоне под руководством профессора Дорис Беренс-Абусеиф.
Диссертация посвящена ведущей роли представителей семейства Бальян в сфере строительства в Османской империи середины XIX века. Положение, достигнутое Бальянами, рассматривается как результат успешного использования нескольких контекстов: упадка бюрократических органов управления строительными проектами и провала попыток их реформировать; повышения статуса в сфере строительства немусульманских калфа, которых все чаще использовали находящиеся в кризисе государственные органы, поручая им реализацию архитектурных проектов; высокого статуса Бальянов в армянской общине Константинополя и их усилий по мобилизации ее художественных ресурсов; роли Бальянов при султанском дворе как людей, определивших османский стиль того времени, а также сетей армянских и европейских художников и ремесленников, которых Бальяны сумели привлечь к выполнению работ. В диссертации на примере проектов по строительству мечетей показано более детально, как различные особенности строительной деятельности Бальянов внесли свой вклад в преобладание этой династии в сфере строительства того времени.
"История и культура, стоящие за нами, толкают нас в спины и не дают остановиться и отступить" - Тигран ХЗМАЛЯН
"Позапрошлым летом я с девятью другими армянами – из Еревана, Москвы и Лос-Анджелеса – поднялся на Арарат. Еще в первый день пути мне на глаза попался жук-скарабей, толкающий задомнаперед шарик из навоза. Каменистая тропинка была крутой, жук падал, опрокидываясь навзничь, но не выпускал из лапок этот странный груз; затем поднимался и упрямо карабкался вверх. Вверху вдали парила ледяная вершина Горы. Мои спутники продолжали путь к ней. Я подумал: как мы, армяне, похожи на того жука. Сотни и тысячи лет карабкаемся вверх, к Арарату, со всем своим скорбным скарбом, со своими мечтами и со своим навозом. Нас сбрасывают вниз, топчут, обирают, но мы поднимаемся и снова упрямо продолжаем путь. К Арарату. Проницательный Мандельштам не зря назвал армян «упрямляне – народ, который старше римлян»"...
"Восток гораздо ближе к нам, чем кажется" (продолжение) - Ирина ГАЮК
Продолжаем публикацию фрагментов из «Энциклопедии армянской культуры в Украине» Ирины Гаюк (начало в «АНИВ» № 30).
"Обретение Армении" (продолжение) - Александр КАНАНЯН
"Итак, я вновь оказался в Армении. Моя мама еще жила в Тбилиси, а дедушка скончался в 1996 году, тогда я успел приехать на его похороны.
Армения была той же, что и всегда – вечной, доколе будет существовать мир, – но изменился мой взгляд на нее. Четыре года, проведенных в Европе, позволили мне совершенно иначе ее оценить. Моя страна действительно была чудом, но немногим было дано разглядеть это за пеленой разрухи и вопиющих недостатков человеческого фактора. Сильнее, чем когда-либо прежде, я ощущал силу, которую источала каждая пядь священной земли Нагорья. У меня не было сомнений в правильности сделанного мною выбора, и я ни о чем не сожалел. За день до отъезда из Рима, поздно вечером, меня пригласил к себе один из известных в мире арменоведов, уроженец Константинополя. Мы не очень дружили, он был антиподом моего восприятия Армянства и проводником множества нелепых идей так называемой «западной арменистики». Однако я ему благодарен за тот вечер, за беседу и, быть может, искреннее соучастие, которое он хотел привнести в «наставление меня на путь истинный». Тогда он сказал мне: «Молодой человек, твое желание вернуться в Армению похвально и достойно уважения, но ты должен быть реалистом и взглянуть правде в лицо. У зажатой в турецком окружении Армении, как у государства, нет будущего, она рано или поздно падет. Ты должен остаться в спюрке и служить единственной реализуемой цели Армянства – быть внетерриториальной мобильной общностью – связующим звеном между Востоком и Западом». Взглянув на него с человеколюбием и одновременно с презрением, я ответил: «Лучше погибнуть со своей страной и уйти в историю с честью, чем жить, как все вы – раболепием и безвольным бесчестием рассеянья»..."
Продолжение. Начало читайте в АНИВ № 3 (30) 2010
"Респектабельность или борьба" - Карен АГЕКЯН
Ремарки к речи Варткеса Альянака
В редакцию журнала не так давно поступила речь г-на Варткеса Альянака, председателя армянской общины Берлина, на памятном мероприятии в столице Германии 24 апреля 2010 года. Эта речь побуждает высказать свое мнение по ключевым для зарубежного армянства темам.